Перейти к навигации

Бодинамика

Бодинамика (бодинамический анализ) или соматическая психология развития – современный развивающийся метод телесной психотерапии, разработанный датской исследовательницей Лисбет Марчер и её последователями. Это направление в телесноориентированной терапии, которое интенсивно развивается с середины 70-х годов прошлого века. Само название системы - bоdy(dy)namics ориентирует наше восприятие на темы взаимодействия тела (body) и развития (dynamics).

     Доказано, что конкретные группы мышц, точнее, отклонения в их развитии, соответствуют определённым схемам поведения. Тестирование отдельных мышц и мышечных групп позволяет точно диагностировать, в каком возрастном периоде возникла данная проблема и какие темы связаны с этим возрастом. Методы коррекции психологических проблем сочетают обычную психотерапевтическую работу с определёнными «психологически нагруженными» физическими упражнениями.

     Л. Марчер развила эти идеи, исследуя специфически психологическое содержание мышечных реакций и наблюдая, в каких случаях мышцы активируются в процессе развития ребенка. На базе этих исследований Марчер разработала теорию структуры характера и уникальный диагностический инструмент – «Телесную карту», где отмечаются основные мышцы тела, протестированные на ступень гипо- или гиперреактивности.

     Базовой концепцией бодинамики является идея о том, что мышцы напрягаются, чтобы приспособиться к сильным ощущениям, которые сопровождают всплески эмоций в течение развития ребенка, это явление названо гипер-ответом; но в иных условиях мышцы могут стать слабыми (вялыми) и «сдавшимися», не способными справляться с более мощными стимулами, это явление названо гипо-ответом.

     Лизбет Марчер и ее коллеги также обнаружили, что каждая отдельная мышца – и группы связанных мышц – соответствуют совершенно определенным этапам развития ребенка и подростка, а также определенным функциям Эго. Каждая мышца на каждом этапе соотносится с соответствующей психологической функцией.

     Развитие ребенка – удивительный и сложный процесс. 
     Помимо общепризнанных вех физического развития, таких как сидение, ползание на животе, ползание на четвереньках и хождение, ребенок проходит определенные этапы психологического и эмоционального развития, в которых движущей силой является стремление ребенка быть в глубокой Взаимосвязи с другими и с миром. Следовательно, на развитие ребенка будут влиять стрессы (нормальные и/или необычные) и травмы, которые он испытывает в процессе роста. Его тело и ум выстраивают защиты, которые можно наблюдать и в теле и в особенностях личности. Позднее, ранние защиты становятся базисом для возникновения стилей поведения для построения межличностных взаимоотношений, которые часто приводят к возникновению новых защит.

     Пока вы росли от момента рождения и до 12 -13 лет, у вас в разном возрасте формировались разные мышцы, которые позволяли вам расширять свои возможности познания мира и возможности установления связи с разными людьми, с мамой и папой, с соседями или сверстниками. И если в какой-то момент жизни вы испытали чувство глубочайшей обиды или горя, то мышцы которые росли и крепли в этом возрасте, приняли на себя этот эмоциональный всплеск. И что же с ними произошло?

     Они или перестают набирать силу и остаются мягкими, не приобрели упругость; или если они уже полностью сформировались, то они сжимаются, становятся твердыми, так что даже во время массажа их нет возможности размять. Это каким-то образом отражается в вашем характере. Например: если ребенок испытывает состояние стресса в возрасте 8 месяцев до 2,5 лет, то это накладывает отпечаток на его умение общаться, быть в контакте с собеседником. Возраст этот называется формированием структуры автономии.

     Тело человека это его сознание.
     Ведь именно через тело ( глазами, ушами, через кожу, язык, нос ) вы получаете информацию об окружающем мире. И если происходит травма тела, то это и травма сознания. Изучите историю своего тела, свою жизненную историю, в этом заложен колоссальный ресурс, для обретения новых навыков, создания своей новой жизненной истории.

     Бодинамика — жизнеутверждающий взгляд на жизнь и развитие человека, подход, прежде всего опирающийся на пробуждение и использование ресурсов каждого из нас, а не на разрушение защитных механизмов и патологических паттернов характеров. Не случайно одним из девизов основателей является фраза: «Никогда не поздно...!»



Article | by Dr. Radut